Анализ деятельности ШМО Чалдыбарской средней общеобразовательной школы за 2017-2022 учебный гг.
ШМО Чалдыбарской средней школы № 3 работает над методической темой: “Повышение эффективности педагогического перооцесса и обеспечение качества образования”
Цель работы:
- повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельностьи;
- непрерывное совершенствоание профессионального уровня и педагогического мастерства учителя
- удовлетворение образовательных запросов обучающих и их родителей
Исходя из цели, были поставлены задачи,над которыми работали учителя,входящие в методическое объединение:
1.Изучить на теоретическом уровне активные формы и методы обучения
2.Внедрять на уроках педагогический опыт по использованию активных форм и методов
обучения.
3.Делиться педагогическим опытом через посещение уроков коллег.
4.Анализировать результат на заседаниях методического объединения.
5.Работа учителей направлена на повышение профессионального мастерства.
Значитиельную помощь в овладении новыми педагогическитми технологиями учителя
получают в школьных и районных методическитх объединениях. Для них характерна
практическая направленность: учителя обмениваются опытом работы, посещают
откроытые уроки своих коллег.На заседаниях ШМО педагоги изучают нормативные
документы,теории и методики предмета.Читают доклады и обсуждают результаты
педагогической своей деятельности.
Направления методической работы:
1.Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального
мастерства учителя (самообразование,курсовая подготовка,участие в
семинарах,конференциях,мастер-классах разного уровня и др.)
2.Обобщени е и представление опыта работы педагогов (открытые уроки,творческие
отчеты,публикации,участие в конкурсмах,разработка методических материалов) на
разных уровнях.
3.Сопровождение молодых и вновь прибывших педагогов.
4.Аттестация педагогов
5.Организация внекласснопредметам и работа с одаренными детьми.
-педсоветы
-семинары
-школьные методические объединения
-творческие группы
-посещение уроков и внеурочных занятий
-работа учителя над собственной методической темой
-обобщение передового педагогического опыта учителей
-участи е учителей в профессиональных конкурсах
-индивидуальные консультации с учителями-предметниками
-аттестация педагогов
-предметные недели
-организация и контроль курсовой подготовки педагогов
На заседаниях ШМО рассматривались основные нормативно-правовые документы, относительно организации учебно-воспитательного,вопросы методики проведения учебно-воспитательных занятий,изучались актуальные проблемы методикуи преподавания школьных дисциплин.
Всеми учителями в работе по обучению учащихся реализовываются принципы научности, наглядности, прочности, осознанности, связи теории с практикой. Правильно выбирают методы и формы обучения,контролируют знания,умения и навыки учащихся, используют дифференцированный подход по отношению к домашним заданиям.Много работают по привитию нравственности учащихся,формированию общеучебных навыков,работают индивидуально по развитию интеллектуальных способностей учащихся,стремятся заинтересовать детей учебей,учат быть самостоятельными,вычленять главное в учебном материале,развивают навки коллективной работы,работают по привитию организованности и дисциплинированности.
На протяжении всего учебного года продолжается систематическая работа над развитием грамотного письма,выразительного осозного чтения,над формированием вычислительных навыков,развитием логического мышления,речи у каждого ученика. Уроки проводятся с использованием ИКТ. Так как использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
- усилить образовательные эффекты
- повысить качество усвоения материала
- построить индивидуальные образовательные траектории учащихся
- осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению
Так в ЧСОШ №3 работают 3 ШМО:
-МО начальных классов
-МО гуманитарных наук
-МО естественно-математического цикла
Основная база обучения идет с начальной школы,поэтому остановимся на показателях начальной школы:
Деятельность начальной школы направлена на:
- усиление практической части обучения
- усиление контроля над качеством знаний учащихся
- достижение уровня обученности максимального количества учащихся
- совершенствоание учебно-воспитательного процесса через изечение и внедрение нетрадиционных форм урока,использование технических средств обучения
В начале учебного года перед учителями начальной школы были поставлены и решены следующие задачи :
- совершенствование качества современного урока,
- повышение его эффективности через использование современных методов обучения и технических средств,с целью повышения уровня обученности учащихся начальных классов
Кадровый состав МО учителей начальных классов:
№ | Ф.И.О. | Тема по самообразованию | Пед. стаж | Образо-вание | Примеч. |
1. | Аильчиева Мунара | Роль самоконтроля у младших школьников в процессе обучения | 3 | спец-ср. | декрет |
2. | Абдуталипова Айдана Абдуталиповна | Развитие логического мышления на уроках математики | — | высшее | |
3. | Бектенова Дина Аманбековна | Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста | 22 | неоконч. высшее | |
4. | Вовк Наталья Владимировна | Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время,как сред-ство развития познаватель-ной активности обучаю-щихся | 27 | спец-ср. | “Отлич. обр.” |
5. | Джолбаева Гульнра Махмасалиевна | Активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие речи | 8 | высшее | |
6. | Евченко Елена Анатольевна | Групповая работа как средство формирования УУД | 8 | спец-ср. | |
7. | Кожоканова Кульнара Назарбековна | Приемы самооценки и самоконтроля у младших школьников | 31 | спец-ср. | “Отлич. обр.” |
8. | Кошоева Нургуля Уланбековна | Развитие техники чтения, понимание прочитанного | 8 | спец-ср. | |
9. | Кыдыралиева Чолпон Маданбековна | Развитие логического мышления на уроках | 6 | высшее | |
10. | Манабекова Гулира Джумакакдыровна | Активизация познавательной деятельности учащихся | 0 | неоконч. высшее | |
11. | Мырзалиева Элита Эмильевна | Развитие коммуникативных способностей учащихся | 3 | спец-ср. | |
12. | Раимбаева Рахат Базаркуловна | Создание условий формиро-вания у обучающихся поло-жительных эмоций по отноше-нию к учебной деятельности | 11 | спец-ср. | |
13. | Соболева Юлия Викторовна | Работа над развитием правильной речи учащихся, развитие логического мышления | 10 | высшее | |
14. | Токтоналиева Айзада Турсункуловна | Активизация мыслительной деятельности учащихся | 5 | спец-ср. | |
15. | Тунтеева Наргиза Торокуловна | Активизация учебно-познавательной деятельности | 1 | спец-ср. |
За указанный период учителями начальных классов постоянно проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия, очень насыщенно проводились декады началь-ных классов. В проведении предметных недель учителя активно использовали творческие задания,метод проектов,который помогает активизировать учащихс,формировать умения непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, реализовывать принцип связи обучения с жизнью.
2019-2020 учебный год был проведен районный семинар на тему “Методы применения обратной связи”, где были проведены открытые уроки: “Обобщение по материкам”, (родиноведение 4-б кл.) учитель Соболева Ю.В., “Красная книга”(3-б класс ) учитель Вовк Н.В. внеклассные мероприятия: “Папа,мама и я-спортивная семья” учитель Евченко Е.А.которые были высоко оценены наблюдателями.
Учащиеся начальных классов принимают активное участие в школьных, районных мероприятиях, предметных олимпиадах , так, в 2021-2022 учебном году в районной олимпиаде ученик 4-а класса Хамитов Али занял 1-место в олимпиаде по математике. Учащиеся нашей школы были активными участниками районного конкурса “Читаем, творим, исследуем”, где были награждены грамотами. Ежегодно участвуют в конкурсе “Улар үнү”.
Учителя начальных классов заинтересованы в эффективности каждого урока — в достижении намеченной цели, выполнении программы. Целесообразно используют наглядность и ИКТ, реализовывают основные психологические и гигиеничсекие требования, добиваются эффективной обратной связи с учащимися, рационально используют время на уроках, тактичны, соблюдают правила охраны труда.Ведут систематическую работу над повышением качества знания учащихся Так,мониторинг успеваемости за 5 лет показывает:
Мониторинг успеваемости учащихся по годам за 5 лет
Классы | 2017-2018уч.г | 2018-2019уч.г. | 2019-2020уч.г. | 2020-2021уч.г. | 2021-2022уч.г. | |||||
% качества знаний | %успеваемости | % качества знаний | %успеваемости | % качества знаний | %успеваемости | % качества знаний | %успеваемости | % качества знаний | %успеваемости | |
0-1 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | —
|
2 | 50,0 | 97,0 | 59,0 | 100 | 53,8 | 98,4 | 46,4 | 100 | 48,5 | 100
|
3 | 41,0 | 100 | 46,0 | 100 | 48,9 | 100 | 57,0 | 100 | 59,1 | 100
|
4 | 51,2 | 100 | 38,0 | 100 | 40,3 | 98,3 | 40,0 | 100 | 46,1 | 100
|
ВЫВОД: Показатели качества знаний и успеваемости в начальных классах свидетельствуют о достаточном уровне образовательной подготовки учащихся.
Учителя начальной школы находятся в постоянном развитии, в своей работе являются исследователями,изучают передовой опыт коллег по организауции различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и Концепциями обучения. Занимаются самообразованием с целью расширения и угубления профессионально-методических знаний и умений, совершенствования уровня педагогической подготовки. Так, по проекту “Окуу керемет” в 2021-2022 учебном году 10 учителей прошли курсы повышения по модулям “Дифференцированнное и интегрированное обучение в начальной школе”,”Творческое и повседневное письмо в начальной школе”, также модули по математике .
Учителя начальных классов принимают участие в конкурсах педагогического мастерства,способствующие их профессиональному росту,так в районном конкурсе “Учитель года” приняла участие Бектенова Дина Аманбековна в 2017-2018уч.г., а в 2021-2022 уч.г. Соболева Юлия Викторовна, где заняла 2-призовое место.
Анализ работы начальной школы показывает что,в целом поставленные задачи решены,чему способствовала четкая,слаженная работа всего методического объединения учителей начальных классов.
Признать работу МО учителей начальных классов удовлетворительной.
Деятельность работы МО гуманитарных наук строилась в соответствии с планом работы МО и методической темой МО:
“Применение в повседневной практике учителей гуманитарных наук современных способов и технологий обучения,направленных на обеспечение успешной самореали-зации школьников”
Цель работы МО:
Формирование адаптивной творческой личности через качество знаний,качество воспитания,непрерывное совершенствование педагогического м астерства учителей
Задачи МО:
-использование учителями эффективных инновационных технологий обучения и
воспитания,способствующих формированию УУД
-совершенствование педагогического мастерства учителей
-представление собственного опыта работы и изучение опыта коллег (участие в
конкурсах профессионального мастерства,прубликации в методических сборниках,на сайте школы)
-активизация внеклассной работы по предметам
-совершенствовании методики работы как с талантливыми детьми, так и с имеющими проблемы в обучении.
Кадровый состав МО учителей гуманитарных наук:
№ | Ф.И.О. | Долж-ность | Пед. стаж | Образо-вание | Тема самообразования | Примеч |
1 | Алымкулова Анара Сатаровна | уч. кырг.яз | 22 | высшее | Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках кыргызского языка | “Отлич. обр.” |
2 | Исакова Шейшекуль Аманкуловна | уч. кырг.яз | 31 | неок высшее | Разнообразие форм,методов и приёмов обучения на уроках кыргызского языка | “Отлич. обр.” |
3 | Каргалдаева Лариса Туратбековна | уч. кырг.яз | 22 | высшее | Активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие речи | “Отлич. обр.” |
4 | Медербекова Самара Абдылдаевна | уч. кырг.яз | 6
| высшее | Работа над развитием правильной речи учащихся, развитие логического мышления | |
5 | Абышева Махабат Таплантовна | уч.анг.яз | 0 | высшее. | Формирование ЗУН с текстом на уроках английского языка | |
6 | Артыкбаева Айгерим Садыбакасовна | уч.рус.язи лит-ры | 0 | высшее | Использование инновационных методов обучения | |
7 | Бирбаева Онлангуль Болатбековна | уч.рус.язи лит-ры | 28 | высшее | Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка и литературы
| |
8 | Жолдошбекова Айпери Жолдошбековна | уч.анг.яз | 7 | высшее. | Виды игровой деятельности на уроках анг.языка | |
9 | Казиева Ляля Шахарбиевна | уч.истории | 30 | высшее | Активизация творческих способностей обучающихся на уроках истории и внеклассной работе | “Отлич. обр.” |
10 | Элдияр уулу Урустом | уч.истории | 10 | высшее | Индивидуальное и дифференцированное обучение на уроках истории | |
11 | Сагынбекова Айдана Сагынбековна | уч.рус.яз.и лит-ры | 5 | неокон.высшее | Активизация творческих способностей на уроках русского языка и литературы |
На протяжении указанных учебных лет учителя непрерывно работали над совершенствованием уровня педагогического мастерства. Проводились творческие отчеты учителей;изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.2017-2018-уч.году по истории провели районный семинар на тему: “ Активныые формы и методы обучения истории в средней школе” Проводились предметные декады,срезы знаний по четвертям.
Качество и успеваемость по гуманитарным предметам за 2017-2022 учебный год
предмет | 2017-2018уч.г | 2018-2019уч.г. | 2019-2020уч.г. | 2020-2021уч.г. | 2021-2022уч.г. | |||||
% качества знаний | %успеваемости | % качества знаний | %успеваемости | % качества знаний | %успеваемости | % качества знаний | %успеваемости | % качества знаний | %успеваемости | |
Кыргызский язык | 59,0 | 100 | 62,0 | 100 | 49,0 | 100 | 57,0 | 100 | 57,0 | 100 |
Кыргызская литература | 58,4 | 100 | 65,4 | 100 | 47,3 | 100 | 53,0 | 100 | 62,0 | 100 |
Русский язык | 60,7 | 100 | 76,4 | 100 | 48,0 | 100 | 67,0 | 100 | 77,0 | 100 |
Русская литература | 63,1 | 100 | 59,6 | 100 | 74,0 | 100 | 67,0 | 100 | 79,0 | 100 |
Английский язык | 55,0 | 100 | 51,0 | 100 | 45,0 | 100 | 43,0 | 100 | 62,0 | 100 |
История | 63,0 | 100 | 65,0 | 100 | 62,0 | 100 | 60,0 | 100 | 65,0 | 100 |
Человек и общество | 76,4 | 100 | 91,0 | 100 | 71,0 | 100 | 75,0 | 100 | 65,0 | 100 |
По результатам мониторинга на пед.советах рассматриваются итоги , делаются выводы.
Работу учителей МО гуманитарного цикла признать удовлетворительной.
Методическое объединение учителей естественно – математического цикла работало на темой “Реализация принципов личностно – ориентированного образования на современном уроке”
Главная цель деятельности МО – создание благоприятных условий для профессиональной деятельности учителей естественно – математического цикла по реализации программ самообразования .
Были поставлены следующие задачи:
1 . Совершенствование педагогическими кадрами теоретических знаний и педагогического мастрества ;
2 . Изучение и внедрение в практику передового опыта , новейших технологий ;
3 . Развитие интереса учащихся к предмету во внеурочное время
Поставленные задачи выполнялись благодаря активной и продуктивной деятельности всех членов МО.На заседаниях школьного МО педагоги изучали нормативные документы ,теорию и методику преподавания предметов.Учителя обменивались опытом работы,обсуждали результаты педагогической деятельности.
Кадровый состав МО учителей естественно-математического цикла:
№ | Ф.И.О. | Долж-ность | Пед. стаж | Образо-вание | Тема самообразования | Примеч. |
1. | Алмасбек кызы Айгерим | уч. матем. | 0 | Неокон высшее. | Развитие логического мышления и познавательной интересов на уроках математики | |
2. | Жаныбай кызы Гульзат | уч. физики | 8мес | высшее | Активизация познаавательной деятельности на уроках информатики,посредством применения компьютерных технологий | |
3. | Ибраимов Бакытбек Ильмарович | уч. физ-ры | 7 | высшее | Создание на уроке ситуациии успеха | |
4. | Исманова Сафиябиби | уч. матем. | 6 | высшее. | Использование форм и методов работы, способствующих развитию творческой активности учащихся | |
5. | Карбосов Бектур Базарбекович | уч. физ-ры | 21 | высшее | Создание положительного эмоционального поля “учитель-ученик” | “Отлич. обр.” |
6. | Кожобергенова Илимкан Салморбековна | уч. географ | 36 | высшее | Осуществление личностно-ориентиро-ванного подхода при обучении и воспитании | “Отлич. обр.” |
7. | Сейдахматова Айнура Токтобековна | уч.матем. | 33 | высшее | Использование форм и методов работы,способствующих развитию творческой активности учащихся | “Отлич. обр.” |
8. | Тойкулов Жолдошбек Усенович | Уч матем. | 43 | .высшее | Формирование умения и навыков решения задач через компетентностно-ориентированный подход к обучению | “Отлич. обр.” |
9. | Шаршенбаев Бахтияр Оскенович | уч. физики | 8мес | высшее | Разноуровневые задания как средство достижения планируемых результатов обучения | |
10. | Шмальц Татьяна Валерьевна | уч. географ | 20 | высшее | Личностно-ориентированный подход в обучении географии | “Отлич. обр.” |
11. | Эркинбекова Алтынай Мирзаевна | уч. физ-ры | 6 | Спец-среднее | Использование интерактивных методов обучения | |
12. | Тулелиева Чолпон Адырбековна | уч. матем. | 7 | высшее | Развитие логического мышления и познавательной интересов на уроках математики |
Традиционными видами работы МО являются предметные декады,которые проходили организованно и результативно, на высоком научно-методическом уровне . Наиболее интересными мероприятиями,проводимыми в рамках этих недель были зочное путешествие по географии “Природные достопримечательности Кыргызстана” (уч. Кожобергенова И.С.) интерактивная игра по информатике “Колесо фортуны” (уч. Эркинбекова А.М.),викторина по биологии “Самый,самая,самое…”,(уч. Шмальц Т.В.) интеллектуальная игра по математике “В мире финансов”, “”Систематически проводится мониторинг знаний по предметам , а в конце итоговый мониторинг.
Мониторинг успеваемости учащихся по годам, по предметам за 5 лет
предмет | 2017-2018уч.г | 2018-2019уч.г. | 2019-2020уч.г. | 2020-2021уч.г. | 2021-2022уч.г. | |||||
% качества знаний | %успеваемости | % качества знаний | %успеваемости | % качества знаний | %успеваемости | % качества знаний | %успеваемости | % качества знаний | %успеваемости | |
Математика | 55,6 | 100 | 59,0 | 100 | 46,9 | 100 | 53,1 | 100 | 67,9 | 100 |
Геометрия | 59,2 | 100 | 53,7 | 100 | 59,5 | 100 | 39,0 | 100 | 61,2 | 100 |
Физика | 66,0 | 100 | 58,8 | 100 | 60,8 | 100 | 52,3 | 100 | 66,1 | 100 |
Георгафия | 68,6 | 100 | 66,6 | 100 | 50,9 | 100 | 53,4 | 100 | 64,5 | 100 |
Биология | 67,6 | 100 | 69,6 | 100 | 59,5 | 100 | 58,3 | 100 | 68,4 | 100 |
ОИВТ | 62,5 | 100 | 58,8 | 100 | 70,0 | 100 | 67,6 | 100 | 71,0 | 100 |
Химия | 60,3 | 100 | 57,6 | 100 | 54,2 | 100 | 43,0 | 100 | 68,5 | 100 |
Физкультура | 97,5 | 100 | 99,6 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Анализ результатов мониторинга позволяет каждому учителю вовремя выявить проблемы и внести коррективы в свою работу.
Работу МО учителей естественно-математического цикла считать удовлетворительной.
Члены МО Чалдыбарской средней школы № 3 ведут большую внеклассную работу по предметам.Это творческие встречи, литературные праздники,участие в различных конкурсах,предметной неделе. Большое внимание уделяется индивидуальной работе как со слабыми учениками,так и с учащимиися,имеющими высокий уровень мотивации. На протяжении указанных лет ученики успешно участвовали в конкурсах,школьных ,районных,областных олимпиадах.
Мониторинг участия учащихся в олимпиадах за 5 лет
предмет | Призовые места | |||||||||
2017-2018уч.г | 2018-2019уч.г. | 2019-2020уч.г. | 2020-2021уч.г. | 2021-2022уч.г. | ||||||
районная | областная | районная | областная | районная | областная | районная | областная | районная | областная | |
Кыргыз язык | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | ||||
Русский язык | 1 | 2 | 1 | 1 | ||||||
Математика | 2 | 3 | 1 | |||||||
Физика | 1 | 1 | ||||||||
География | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | |||||
Биология | 2 | 1 | 1 | |||||||
Тарых | 3 | |||||||||
Всего | 14 | 1 | 12 | 1 | 7 | 1 | 2 |
По результатам ОРТ средний проходной балл выпускников составляет :
2017-2018 уч. г. – 120 баллов
2018-2019 уч.г.- 113 баллов
2019-2020 уч.г. — 118 баллов
2020-2021 уч.г. – 11-х кл. не было
2021-2022 уч.г. – 103 балла
МО учителей продолжают работу по обесспечению повышения качества образования через различные направления педагогической деятельности. Предметные декады проходили организованно, в соответствии с поставленными целью и задачами.В течении 2017-2022 учебного года на базе нашей школы были проведены районные семинары,где учителями были выбраны разнообразные формы методической работы: открытые уроки,внеклассные мероприятия,позволяющие привлечь к активной творческой деятельности учителей поредметников,организовать продуктивное взаимодействие учителей и учащихся.
Так, в
2017-2018 уч.г.-районный семинар по истории на тему: “Активные формы и методы
обучения истории в средней школе”
2018-2019уч.г.-районный семинар в начальных классах на тему “Методы применения
обратной связи”
2019-2020уч.г.- районный семинар по русскому языку и литературы “Использование
современных педагогических технологий на уроках русского языка и
литературы”
2020-2021уч.г.-районный семинар по кыргызскому языку и литературе на тему
“Дистанттык окутуунун өзгөчөлүктөрү жана кемчиликтери”
2021-2022-у.г. районный семинар по физике на тему : “Подготовка к олимпиаде с применением
ИКТ
Анализ работы ШМО учителей Чалдыбарской средней общеобразовательной школы №3 показал , что систематически проводится работа над повышением эффективности образовательного процесса через применение совеременных подходов к организации образовательной деятельности,непрерывное совершенствование тпрофессионального уровня и педагогического мастерства учителя. Анализируя работу ШМО следует выделить рекомендации по работе в новом учебном году:
-усилить работу со способными детьми по подготовке их к участию в олимпиадах
-планировать работу по подготовке к ОРТ по кыргызскому,русскому языках,математике.
В целом работу ШМО за 5 лет считать удовлетворительной.