Полезная информация

КЫРГЫЗСТАН ГОТОВИТСЯ К «PISA-2025»

Объектом международных сравнительных исследований PISA являются 15-летние учащиеся, основными предметами – такие виды грамотности, как читательская, естественнонаучная и математическая грамотность. Исследования проводятся с интервалом один раз в три года и в каждом раунде их фокус меняется. Например, читательская грамотность была фокусом исследований, проведенных в 2000, 2009 и 2018 годах, математическая грамотность – в 2003 и 2012 годах, а естественнонаучная грамотность – в 2006-м и 2015-м годах. Основные предметы предстоящих в 2022 году исследований – математическая, а в 2025 году – естественнонаучная грамотность. С 2012 года в программу PISA внесены дополнительные направления, исследование которых проводилось по желанию стран-участниц. Таким образом, в 2012 году в виде дополнительного направления была исследована финансовая грамотность учащихся, в 2015 году – решение жизненно значимых проблем, а в 2018-году – глобальные компетенции.

КЫРГЫЗСТАН ГОТОВИТСЯ К «PISA-2025»

В будущих исследованиях в качестве дополнительного направления предложено исследовать уровень креативного мышления (2022 г.) и уровень владения иностранными языками (2025 г.). Вместо традиционного бумажного тестирования будет компьютерное тестирование.

Учитывая отрицательные результаты участия страны в PISA (2006, 2009) были приняты политические меры, направленные на преодоление сложившейся ситуации в сфере школьного образования. К ним относятся разработка новой Стратегии развития образования Кыргызской Республики на период 2012-2020 годы (СРО-2020) и плана мероприятий Правительства страны по ее реализации. План мероприятий Правительства предусматривал детализации основных направлений развития образования и его первый этап реализовался в 2012-2014 гг., второй этап – в 2016-2017 гг. и третий этап – в 2018-2020 гг.

Необходимый упор в СРО-2020 и Плане действий правительства был сделан на реформирование содержания образования, основанное на достижение образовательного результата, выраженного в компетенциях. Соответственно, приняты новые Государственный образовательный стандарт школьного образования (2014 г.), Базисный учебный план и предметные стандарты (2016 г.). На их основе разработаны, апробированы и внедрены в систему образования новое поколение учебно-методических комплексов для учащихся 5-6 классов по 32-м наименованиям предметов школьного образования на кыргызском и русском языках обучения. И здесь не обошлось без недостатков. Были негативные отзывы на некоторые учебники. Также в процессе обновления содержания школьного образования осуществлены масштабные меры по повышению квалификации учителей общеобразовательных школ, реализующих новое содержание.

Ориентация образования на достижение конечного качественного, общественно и личностно значимого результата сопровождалась и с изменением системы оценивания достижений учащихся. В стране больше стали привлекать внешние институты оценивания, используя стандартизированные инструменты оценки. В частности, дважды провели Национальное оценивание образовательных достижений учащихся (НООДУ–2014, НООДУ–2017) и один раз – исследование читательской грамотности учащихся начальных классов (EGRA–2018). Кроме них Кыргызстан принимал участие и в Центральноазиатских региональных исследованиях (CAPSA–2015), в которых принимали участие также учащиеся Казахстана, Таджикистана и Туркмении.

Вышеуказанные предпосылки в целом позволяют рассчитывать на более успешное выступление учащихся Кыргызстана в предстоящих международных исследованиях PISA–2025. Однако, на наш взгляд, они явно недостаточны. Мы считаем, что подготовка учащихся страны к предстоящим исследованиям PISA–2025 должны проводиться как минимум в трех направлениях, т.е. в формате научного, методического и организационно-финансового сопровождения подготовки учащихся.

  1. Научное сопровождение подготовки осуществляется КАО через разработку научно-исследовательской работы по диагностике образовательных достижений учащихся, которые в будущем примут участие в исследованиях PISA–2025. Исполнителем темы является лаборатория оценки практик и инноваций в образовании КАО. Объектом исследований стали учащиеся 5 класса и 15-летние учащиеся, а предметом – их образовательные достижения естественнонаучной, математической и читательской грамотности. Мы полагаем, что такие исследования должны проводиться до фактического участия в международных исследованиях.

Мы уверены, что проведение диагностических исследований позволит иметь объективное представление о наиболее сильных и слабых сторонах подготовленности учащихся, и принимая своевременно обоснованные решения позволят подойти к PISA–2025 наиболее подготовленными.

  1. Методическое сопровождение подготовки должно базироваться на обобщении итогов ежегодных раундов диагностических исследований, планируемых НЦКОИТ согласно плану действий по подготовке КР к международному исследованию PISA–2025, и доводиться до сведения учителей-предметников базовых школ в рамках мероприятий обратной связи в течение всего времени предстоящей подготовки. Кроме этого, основные итоги исследований, особенно методические рекомендации, разработанные на их основе, должны оперативно внедряться в учебный процесс повышения квалификации учителей через структуры Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, а также использоваться в ходе методической учебы, организуемой в рамках августовских педагогических совещаний. В этом деле должны быть задействованы не только сотрудники КАО, но и сотрудники РИПКПК.
  2. Организационно-финансовое сопровождение подготовки должно осуществляться министерством образования и науки Кыргызской Республики, в ходе которого должны быть решены вопросы определения школ и репрезентативного количества учащихся для проведения диагностических исследований; направления ресурсов международных доноров на проведение процесса подготовки к PISA; организации мероприятий по повышению потенциала сотрудников КАО, НЦКОИТ, РИПКПК, учителей и учащихся по осуществлению подготовки к исследованию, использованию компьютерных программ в ходе оценки образовательных достижений учащихся в классе и т.д.

КЫРГЫЗСТАН ГОТОВИТСЯ К «PISA-2025»

Реализация вышеуказанных мер сопровождения подготовки учащихся Кыргызской Республики к международным исследованиям PISA–2025 без серьезного вложения финансовых и человеческих ресурсов невозможна. В этой связи, считаем необходимым направить ресурсы доноров, привлекаемых в систему образования, на их решение. На наш взгляд, наиболее высокую организационную, методическую и профессиональную подготовленность имеет ОКП ВБ. Именно при поддержке Всемирного Банка в нашей стране разработаны и внедрены предметные стандарты и новое поколение учебно-методических комплексов, предназначенное для учащихся 5-6 классов, и сформировалась ныне существующая система оценивания образовательных достижений учащихся, разработана Концепция системы оценки качества дошкольного и школьного образования. Необходимо отметить, что в течение многих лет Кыргызская академия образования и проектные структуры Всемирного банка работают ритмично и вполне результативно.

Безусловно, инструментарии исследования PISA (тесты и анкеты), которые будут предложены в основном исследовании, будут разработаны организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в консорциуме с ведущими международными научными организациями, а проводится при участии национальных центров.

Но для подготовки наших учащихся необходимо разрабатывать тесты, подобные тестам PISA как тренировочные.